Словарь яхтсмена


Есть вопросы? +30 693 7186 561 (WhatsApp, Viber) ekaterina.ellas

- А -

Ахтерштаг - часть стального троса (стоячего такелажа), которая располагается в диаметральной плоскости (вертикальная плоскость, которая разделяет корпус судна на две симметричные части - левую и правую) судна. Эта часть троса удерживают мачту суда с кормы.

- Б -

Бак - так называют носовую часть верхней палубы до фок-мачты (фок-мачта - это передняя мачта).

Бакштаг - 1) курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость (вертикальная плоскость, которая разделяет корпус судна на две симметричные части - левую и правую) составляет с линией направления ветра угол больше 110° и меньше 180°(считая углы от носа судна); 2) снасти на судне, поддерживающие с боков и немного сзади мачты

Бейдевинд - курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость (вертикальная плоскость, которая разделяет корпус судна на две симметричные части - левую и правую) составляет с линией направления ветра угол меньше 60° (считая углы от носа судна)

Бегучий такелаж - такое название присуще системе фалов, шкотов, брасов, служащая для управления рангоутом и парусами.

- В -

Ванты - так называют снасти судового стоячего такелажа, раскрепляющие к бортам мачты

Вольная вода - глубина, которая позволяет судну простаивать без повреждений при максибольной убыли воды.

Вымпел - флаг, который при начале плавания подымают, а при окончании опускают. Особенностью этого флага является его необычная форма - он длинный и узкий, а на концах раздваивается.

- Г -

Гавань - естественно или искусственно огражденное на воде место, представляющее удобную стоянку для судов.

Галс - так называют курс следования судна относительно ветра.

Галфинд - курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с линией направления ветра угол в 60 - 110 градусов.

Гальюн - уборная на судне.

Гик - горизонтальная балка, передним концом подвижно укрепленная в нижней части мачты и идущая по направлению к корме; служит для растягивания нижней кромки паруса

Грот - так называют самый нижний парус на второй мачте от носа (грот-мачта)

- Д -

Дрейф - так называют уклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра или течения.

Дрейфовать - пассивно двигаться по ветру или течению.

- К -

Кливер - так называют косой треугольный парус на носу корабля.

Кок - это повар на судне.

Корма - это задняя часть судна, включая подводную и надводную часть.

Курс - путь, по которому идет корабль.

Камбуз - так называют кухню на судне.

Киль - основная продольная балка на судне, идущая в диаметральной плоскости от носовой до кормовой оконечностей судна

Каюта - жилое помещение на судне, в котором могут располагаться как пассажири, так и члены экипажа.

Кают-компания - общее помещение для обеда, совместного отдыха и общения экипажа судна.

Кокпит - открытое помещение для рулевого и пассажиров в кормовой части палубы на яхте

Кранец - служит для защиты корпуса судна от возможных повреждений.

- Л -

Лечь в дрейф - установить паруса так, чтобы корабль не имел поступательного движения. Для этого паруса располагаются таким образом, что одни из них под действием ветра должны бы двигать корабль вперед, а другие - назад, и фактически корабль остается почти на месте.

Левентик - положение паруса, при котором его плоскость расположена параллельно линии ветр (в таком состоянии парус бездействует), а также положение судна, когда ветер дует спереди вдоль диаметральной плоскости

Леер - туго натянутая веревка или стальной трос, закрепленный с обоих концов; применяется для предохранения от падения людей за борт

- М -

Марина - специально оборудованная стоянка яхт, на которой экипажам предоставляются различные услуги.

Мостик - поперечная площадка, возвышающаяся над верхней палубой, на которой сосредоточены приборы управления кораблем.

Морская миля - единица измерения длины. 1 миля = 1852 метра длина 1-й минуты меридиана.

- Н -

Норд-вест - так называют северо-запад, северо-западный ветер.

Норд-ост - так называют северо-восток, северо-восточный ветер.

Нос - передняя часть судна (включает ее надводную и подводную части).

Нок - оконечность всякого горизонтального или наклонного рангоутного дерева

- О -

Открытый порт - порт, в акваторию которого могут заплывать иностранные суда.

Отшвартоваться - отойти от берега, пристани, стенки причала, от другого судна.

- П -

Палуба - горизонтальное перекрытие судна. С помощью палуб судно разделяется на уровни. Верхняя палуба ограничивает судно сверху. К примеру, у самого большого в мире круизного лайнера ("Свобода морей") 15 палуб.

Порт - это транспортное предприятие, которое имеет в своем распоряжении один или несколько причалов, эти причалы используются для приема и отправления пассажиров и груза, загрузки и комплексного обслуживания судов.

- Р -

Рангоут - круглые деревья или металлические полые трубы, предназначенные для постановки и несения парусов.

Румб - одно из тридцати двух делений компаса.

- С -

Снасть - всякий трос, применяемый для подъема, уборки парусов, управления ими

Стаксель - треугольный парус, поднимаемый по штагу спереди мачты к носу судна

Спинакер - добавочный треугольный парус из легкой парусины, который ставится на яхтах при попутном ветре. Требует сноровки в управлении, не рекомендуется к использованию начинающими яхтсменами. Требует отдельного страхового депозита.

Степс - гнездо в днище или палубе судна, в которое мачта устанавливается своим шпором (нижний конец мачты)

Стоячий такелаж - система тросов, служащая для поддержания и укрепления рангоута в необходимом положении.

- Т -

Талреп винтовой - приспособление для выбирания слабины (провисания) стоячего такелажа

Топ - часто в книгах используют такое опредеоение - "топ - это верхний конец любого вертикального рангоутного дерева на судне". Если выражаться проще, то чаще всего топ - это верхушка мачты.

Трап - лестница на судне.

Трюм - самая нижняя часть внутреннего пространства корабля.

- У -

Узел - единица скорости в морской навигации. 1 узел=1 миля/час

- Ф -

Фарватер - путь, безопасный от камней и мелей.

Фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема парусов, флагов и т.п.

Фордевинд - курс парусного судна, совпадающий с направлением ветра (ветер в корму)

Форштевень - массивная часть судна, являющаяся продолжением киля и образующая носовую оконечность судна

- Ш -

Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом (специальный мягкий трос, которым для прочности обшиваются кромки парусов)

Шкипер - капитан невоенного судна.

Шкот - бегучий такелаж, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении

Шлаг - трос, который идет от верхней части мачты к носу судна, или от стеньги к носу судна.

Шпангоуты - поперечные бортовые связи корпуса или другими словами шпангоуты - это ребра судна, к которым крепится наружная обшивка.

Штаг - часть стоячего такелажа (так называют стальной трос), расположенного в диаметральной плоскости (вертикальная плоскость, которая разделяет корпус судна на две симметричные части - левую и правую) судна и удерживающий мачту спереди.